Профилактика правонарушений среди подростков

Профилактика правонарушений среди подростков.

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений и правонарушений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.

 

Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних.

Они связаны с:

1. возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей;

2. обстоятельствами, способствующими совершению правонарушений несовершеннолетних;

3. динамикой, структурой преступности и правонарушений несовершеннолетних;

4. демографическими факторами, которые относятся к различным социально-экономическим и нравственно-психологическим сферам общественной жизни.

Невыполнение Устава колледжа, постоянное нарушение дисциплины, порядка во время учебных занятий и на перемене, конфликтность по отношению к педагогам, сверстникам, наличие эгоистической направленности личности или ее крайней неустойчивости, неспособность к самовоспитанию без внешнего воздействия, наличие оправдательных мотивов поведения и т.п. С одними педагогами и взрослыми у них складываются хорошие отношения, они стараются выполнять их требования, посещают уроки, с другими — постоянно конфликтуют, пропускают учебные занятия, грубят, проявляют неповиновение. Такие отношения зависят от подхода педагога к учащемуся, его личности.

На поведение учащихся влияют:

1. отсутствие житейского опыта;

2. ограниченная эмоционально-волевая сфера;

3. повышенная неуравновешенность;

4. неадекватность самооценок;

5. недостаточное умение контролировать свои поступки;

6. склонность к подражанию, повышенная внушаемость.

Характерной особенностью трудных подростков является неуравновешенность процессов возбуждения и торможения, соединенная с оборонительной позицией, при которой все внешние воздействия воспринимаются враждебно. У подростков осознание своей взрослости имеет, прежде всего, внешнее показное проявление; курение, употребление спиртных напитков, особый «взрослый» лексикон, утилитарные способы развлечений, развязная манера поведения, необдуманное подражание моде и т.п. Такая “взрослость” приобретается в неформальных группах некритического подражания взрослым, старшим ребятам. Они грубят старшим, родителям, пренебрегают их советами, не верят в их справедливость и доброжелательность. Только незначительное количество трудновоспитуемых подростков имеют ярко выраженную антиобщественную направленность действий. У большей части из них отрицательный характер поведения может проявляться эпизодически: в одних ситуациях они могут проявлять положительные качества личности, в других  — аморальные действия, недисциплинированность.

 

 

Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.

Как известно, трудновоспитуемость чаще всего начинает проявляться в подростковом возрасте, который считается трудным, противоречивым, переходным от детства к юности и охватывает период от 11 до 17 лет. Особенности социальных условий жизни подростка в предшествующие годы, сложившийся характер взаимоотношений в семье и учреждении образования, накладывают отпечаток на то, насколько бесконфликтно перенесет подросток те возрастные и психофизические изменения, которые происходят с ним в этот период, как будет  решена социальная задача «вхождения» его в мир взрослых, определение своего места в микро социальном окружении, характерных для этого периода.

Для старшего подросткового возраста характерно повышенное восприятие чувства чести, долга, товарищества, романтической влюбленности. Подростки начинают предъявлять друг к другу более высокие моральные требования. На первое место у них выступают не те качества, которые характеризуют сверстников как хороших учеников, а нравственные черты: товарища ценят за смелость, мужество, способность помочь в трудную минуту и т.п. Для них характерна потребность в дружеском общении, они очень дорожат дружбой и болезненно переживают возникающие разрывы. Учащиеся в подростковом возрасте требуют усиленного социального контроля со стороны семьи, учебного заведения, общественности, так как в этом возрасте формирование личности еще не закончилось, у подростков неустойчивые установки, они еще не осознали свое место в общественной жизни. Авторитет родителей в этот период может ослабевать, а влияние неформальных групп ближайшего микроокружения, наоборот, возрастать, что повышает степень вероятности антиобщественного поведения.

 

Особенности личности трудновоспитуемого подростка.

Общая направленность личности трудновоспитуемого подростка, т.е. его устремления, потребности, интересы и идеалы, определяют отрицательную линию поведения. Эти подростки или не имеют определенных жизненных целей и не знают, чего они хотят, либо их жизненные устремления, интересы и потребности носят ограниченный, примитивный, потребительский характер.

Трудновоспитуемых подростков привлекает, прежде всего, то, что не требует особых умственных усилий, носит легкий развлекательный характер и вызывает острые ощущения. Они имеют большие пробелы в знаниях, учатся плохо по причине снижения мотивации к учёбе. Систематическая неуспеваемость способствует закреплению у них равнодушного или отрицательного отношения к интеллектуальному труду и учебе. На учебных занятиях они, как правило, бездельничают, поэтому домашнее задания не выполняют и как результат постепенно утрачивается вообще понимание смысла учения. Все это приводит к тому, что в общем развитии они значительно отстают от своих сверстников.

Такие подростки, как правило, не отличаются трудолюбием, умением преодолевать трудности и доводить дело до конца, систематически, целенаправленно трудиться они не могут: с удовольствием берутся за дело, но вскоре его бросают. В ситуациях, когда преподаватель по отдельным учебным предметам у трудновоспитуемого подростка становится авторитетом, он может под его руководством достигать в трудовой деятельности определенных результатов. К продуктам чужого труда относятся потребительски, не уважают его, портят вещи.                           

У таких учащихся, как правило, нет общественных обязанностей, а если им и дают поручения, то они не в состоянии систематически выполнять их, так как не обладают умением самостоятельно планировать работу и привлекать других к ее выполнению, не уверены в своих силах. Завоевывать авторитет среди сверстников им приходится путем бравады, неумеренных шалостей, дезорганизаторских действий на учебных занятиях и на перемене, насаждения атмосферы круговой поруки, совершения хулиганских поступков.

Важнейшая цель перевоспитания состоит в том, чтобы восстановить у каждого трудновоспитуемого подростка необходимые социальные связи, отношение к учебе, труду, общественной деятельности, пробудить гражданские чувства, развить стремление к самовоспитанию, дать почувствовать себя полноправным членом ученического коллектива. Необходимо найти в каждом подростке положительные черты и, опираясь на них, вовлечь его в такой вид деятельности, где он сможет наилучшим образом проявить себя, почувствовать уверенность в своих силах, заслужить уважение одногруппников, педагога, родителей.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *