Техники взаимодействия с собеседниками
Техники установления и поддержания эмоционального контакта с собеседником.
- Приветствие: улыбка, обращение по имени.
- Установление контакта глаз.
- Сообщение о вашем восприятии собеседника, его чувств, установок, эмоционального состояния. Примеры: «Мне кажется, что Вы чувствуете…»;«Не чувствуете ли вы себя несколько…»; «Вы несколько расстроены…».
- Сообщение о своем эмоциональном состоянии (в данный момент).
- Сокращение дистанции (социальной и физической).
- Проявление дружеского расположения.
- Предоставление возможности выговориться.
- Сохранение самообладания.
- Подчеркивание значимости собеседника для вас.
Техники установления контакта.
- Обращение по имени.
- Уважение мнения собеседника.
- Попытка встать на место собеседника.
- Занижение ценности себя, подчеркивание ценности дела.
- Профессиональная компетентность.
- Использование «языка» собеседника при передаче ему информации, ясность изложения.
- Передача своей информации в сжатой форме.
- Ориентация на уровень информированности собеседника, его мотивы при передаче информации.
- Наглядность в изложении собственных мыслей, точек зрения.
- Устойчивая направленность на цель и задачи беседы.
- Повторение своих мыслей и основных идей.
- Насыщенность изложения собственных мыслей: нужно чередовать периоды, требующие максимальной концентрации собеседника, с периодами минимальной концентрации.
- Рамки передачи информации: соблюдать оптимальный уровень детализации собственных сообщений.
- Систематизация мыслей партнера и основных положений беседы.
- Паузы для отдыха и закрепления достигнутого.
Техники привлечения внимания, пробуждения интереса.
- Метод «зацепки»: кратко излагается небольшое событие, личные впечатления или анекдотичные случаи как исходная точка для беседы.
- Стимулирование игры воображения: в начале беседы ставятся вопросы по ряду проблем, которые должны в ней рассматриваться.
- Прямой подход. Краткое сообщение причин, по которым была назначена беседа.
- Подчеркивание положительного вклада партнера в предстоящее решение проблемы.
- Подчеркивание положительных последствий успешного решения проблемы для дел и для собеседника лично.
- Объяснение того, что собеседник не пострадает в результате совместной работы или что риск не так велик, как ему кажется.
- Снятие напряженности: теплые слова, шутка и так далее.
- Определенная доза юмора и даже в какой-то мере ирония.
- Временный уход от решения проблем до более благоприятного момента.
Техники, способствующие ориентации в проблемах, интересах, мотивах и позициях собеседников.
- Выяснение (расспрашивание) заключается в обращении к говорящему за уточнениями. а) Открытые вопросы требуют дополнительной информации к первоначальному сообщению. Пример: «Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду». б) Закрытые вопросы требуют ответов в форме «да» или «нет». Пример: «Вы предлагаете закончить эту работу завтра?».
- Перефразирование (вербализация) состоит в передаче говорящему его сообщения словами слушающего. а) Собственная формулировка сообщения говорящего в деталях, подробная. Примеры: «Как я понял вас»; «По вашему мнению…»; «Другими словами, вы считаете…». б) Собственная формулировка сообщения говорящего в сокращенном, обобщенном виде: выбираются только существенное, главные моменты сообщения. Примеры: «Вашими основными идеями, как я понял, являются….»; «Если теперь подытожить сказанное вами, то…»; «Таким образом…»
- Развитие мыслей собеседника. Это могут быть: а) логические следствия сообщения собеседника, б) интерпретация слов собеседника: выдвигаются предположения относительно причин высказываний собеседника. Пример: «Если исходить из того, что вы сказали, то выходит, что…»; «Вы так считаете, видимо, потому что…».
Техники, способствующие нарушению контакта, возникновению конфликта.
- Перебивание собеседника.
- Принижение собеседника.
- Выведение собеседника из состояния равновесия:
- негативными оценками в отношении собеседника, его слов, поступков;
- мелочными придирками;
- созданием дефицита времени для решения проблем;
- непониманием собеседника;
- преуменьшением вклада собеседника в общее дело;
- избеганием контакта глаз;
- избеганием пространственной близости;
- подчеркиванием разницы между собой и партнером.
- Отсутствие или потеря эмоционального контакта.
- Нападение: нападаете на собеседника, защищаете себя; оскорбляете собеседника; реагируете с сильной отрицательной эмоцией.
- Утаивание: скрываете эмоциональное состояние, при этом содержание ваших слов противоречит невербальным проявлениям (мимика, жесты, голос и так далее).
- Двойственность: говорите, что понимаете собеседника, соглашаетесь с ним, а на самом деле ни понимания, ни согласия нет.
Техники ведения беседы, не способствующие пониманию проблем, интересов, мотивов и позиции собеседника.
- Игнорирование: не обращаете внимания, не учитываете интересы, точку зрения, позицию, мотивы и чувства собеседника; не обращаете внимания на ход беседы, на сложившуюся ситуацию.
- Эгоцентризм: пытаетесь найти у партнера понимание только тех проблем, которые волнуют вас, высказываетесь только исходя из своих интересов.
- Натиск: первыми же своими вопросами вынуждаете собеседника подыскивать контраргументы и занимать оборонительную позицию, вызываете защитное поведение.
- Пренебрежение: проявляете неуважение, недооцениваете собеседника, занимаете формальную позицию.
- Ложное толкование: неверно истолковываете слова собеседника, его мотивы, интересы, позицию и так далее.