Методика проведения вводного инструктажа
Инструктаж-это совокупность методов, приемов и средств обучения, направленных на формирование трудовых действий, являющихся предметом инструктирования. Проинструктировать учащихся- значит научить их определенным действиям и поведению в соответствии с содержанием учебной программы.
Вводный инструктажнацелен на осмысление предстоящей учебно-производственной деятельности, на подготовку к освоению конкретных трудовых умений и навыков.
Текущее инструктирование в процессе учебно-производственной деятельности учащихся нацелено на контроль, оценку, корректировку учебно-производственной деятельности, на оказание помощи учащимся, стимулирование их активности, самостоятельности, ответственности.
Заключительный инструктаж — подведение итогов рабочего дня и выставление отметок, но главное, -осуществление учащимися рефлексии своей деятельности, чтобы они могли осознать причины своих успехов и затруднений.
Основные задачи (функции) вводного инструктажа:
— мотивация предстоящей учебно-производственной деятельности;
— актуализация знаний и умений, необходимых для осмысления и выполнения работы;
— разъяснение основных свойств предметов и орудий труда;
— раскрытие способа (технологии) выполнения работы;
— обоснование правильной последовательности действий при выполнении работы;
— выдача рекомендаций по организации рабочего места;
— анализ условий безопасной работы;
— выдача рекомендаций по контролю (самоконтролю) процесса и результатов работы
Пути совершенствования вводного инструктажа:
1.Тщательный отбор учебного материала. Отбор необходимо производить по целевому принципу, т.е. учебный материал следует отбирать и группировать вокруг конкретной производственной ситуации, задания. Это облегчает учащимся применение теоретических знаний из разных учебных дисциплин.
2. Совершенствование методики проведения. Усвоение знаний и формирование умений — процесс сложный и многоэтапный. Психологи определили этапы, через которые необходимо провести учащегося, чтобы сформировать полноценное умение:
-разъяснить цель ( зачем это нужно? где, когда понадобится, пригодится?); психологи называют это мотивацией.
-составить вместе с учащимися схему ориентировочной основы деятельности (ООД)— систему указаний и ориентиров (технологическая карта, технологический маршрут, инструкционно-технологическая карта, перечень действий)
-ознакомить с конкретными объектами работы, с реальными предметами и средствами труда, материалами, готовыми изделиями, заготовками, со схемами и чертежами и т.п.
-организовать проговаривание вслух всех действий, выполняемых в соответствии с ООД
-научить учащихся проговаривать порядок действий про себя, самостоятельно осваивать работу в ходе тренировочных упражнений
-проконтролировать различными способами, что умение сформировано, только потом выдать рабочее задание на день.