Алгоритм оказания ситуационной помощи инвалидам
В целях реализации Закона Республики Беларусь от 30 июня 2022 года №183-3 «О правах инвалидов и их социальной интеграции», постановления Министров Республики Беларусь от 13 июня 2017 года № 451 «Об утверждении Национального плана действий по реализации в Республике Беларусь положений Конвенции о правах инвалидов на 2017-2025 годы», Правил обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, транспортной, и производственной инфраструктуры транспортных средств и оказываемых услуг, оценки уровня их доступности, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2022 года №796 «Об обеспечении доступной среды для инвалидов», в учреждении образования «Витебский государственный индустриально-технологический колледж» (далее – колледж), расположенном по адресам: г.Витебск , ул.Кирова, 11, при необходимости оказывается ситуационная помощь инвалидам.
Ситуационная помощь – это помощь, оказываемая инвалиду в целях преодоления барьеров, препятствующих ему получать услуги, оказываемые населению, наравне с другими лицами. Ситуационная помощь оказывается в зависимости от вида и выраженности имеющего у инвалида нарушения здоровья.
В колледже обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов в учебные корпуса и общежитие. На пути передвижения по территории расположены асфальтированные дорожки без перепадов высот, на входе в здания установлены пандусы.
Инвалиду, лицу его сопровождающему, с целью получения какой-либо услуги или информации, предоставляемой колледжем, рекомендуется предварительно сообщить об этом работнику, за которым закреплено оказание ситуационной помощи инвалидам, при этом указав характер и объем требуемой ситуационной помощи.
Действия работников колледжа, обеспечивающего пропускной режим в учреждении, при оказании ситуационной помощи инвалиду:
1) по монитору видеонаблюдения видит посетителя с ограничением передвижения (на коляске, костылях), с белой тростью, открывает входные двери в учреждение;
2) уточняет, нуждается ли в помощи инвалид, цель посещения учреждения образования;
3) при необходимости оказания помощи сообщает ответственному работнику о посещении учреждения образования инвалидом с ограничением передвижения, нарушением зрения, слуха.
Действия ответственного работника при оказании ситуационной помощи инвалиду:
1) оказание помощи может проводиться только после получения согласия инвалида;
2) при встрече с инвалидом ответственный работник сообщает свою фамилию, имя, отчество, занимаемую должность;
3) уточняет характер и объем необходимой помощи.
Основные категории инвалидов, нуждающихся в ситуационной помощи
Код | Преимущественныйвид помощи | Ситуационная помощь | Графическое изображение |
К – инвалид передвигается в коляске | Нуждается в частичном постороннем уходе и помощи, в т.ч. вне дома, в связи с выраженным ограничением способности к мобильности. | Нуждается в помощи сотрудников организации при передвижении по территории организации | ![]() |
О – с поражением опорнодвигательного аппарата | Нуждается в частичном постороннем уходе и помощи, в т.ч. вне дома, в связи с выраженным ограничением способности к самообслуживанию и бытовой жизни. | Нуждается в помощи (сопровождение) сотрудников организации по территории организации | ![]() |
С – инвалид слепой и слабовидящий ограничен в ориентации | Нуждается в частичном постороннем уходе и помощи и сопровождении, в т.ч. вне дома, в связи со значительно выраженным и выраженным ограничением способности к ориентации (слепые и слабовидящие). | Инвалид по зрению (слепой) — нуждается в помощи (сопровождение) сотрудников организации по территории организации | ![]() |
Г – инвалид глухонемой или глухой | Нуждается в специализированной помощи (сурдопереводчика) при формальных взаимоотношениях (преимущественно вне дома) в связи со значительно выраженным и выраженным ограничением способности к общению и межличностному взаимодействию (глухонемые, глухие). | При формальных взаимоотношениях с сотрудником организации нуждается в услугах сурдопереводчика | ![]() |
У – инвалид ограничен в общении и контроле за своим поведением | Составляют инвалиды с выраженными (тяжелые проблемы) нарушениями умственных функций. При посещении организации инвалидам с кодом «У» ситуационная помощь оказывается сопровождающим их лицам сотрудником организации при возникающих затруднениях. | Сопровождение и помощь вориентации (вход/выход);ознакомление срасположенной в организацииинформацией; помощь взаполнении документов(уточнить информацию) | ![]() |
Алгоритмы оказания ситуационной помощи инвалидам в соответствии с категорией
1. Ситуационная помощь инвалиду с кодом «К»: (инвалид передвигается на коляске, костылях)
Ответственное лицо колледжа:
- выходит, на улицу, открывает входные двери;
- узнает цель посещения;
- оказывает помощь при входе в здание;
- сообщает администрации о посещении клиента с ограничением передвижения;
- если получатель социальных услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета;
- при обращении без записи, сообщает специалистам о получателе социальных услуг, сопровождает в кабинет для решения вопроса;
- по мере необходимости помогает снять (надеть) верхнюю одежду;
- сопровождает получателя услуг до выхода;
- оказывает помощь при выходе из учреждения образования.
Ситуационная помощь инвалиду с кодом «С» (инвалид слепой и слабовидящий ограничен в ориентации)
Ответственное лицо колледжа:
- встречает слепого инвалида на улице (на входе в здание);
- узнает цель посещения;
- открывает входные двери;
- помогает войти в здание;
- если получатель социальных услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета (возможно с поддержкой под локоть);
- при обращении без записи, сообщает специалисту о получателе социальных услуг; сопровождает в кабинет для решения вопроса (возможно с поддержкой под локоть);
- по необходимости оказывает помощь при ориентации в кабинете;
- при необходимости консультации другого специалиста сопровождает получателя социальных услуг в передвижении по кабинетам, поддерживая его под локоть;
- по мере необходимости помогает снять (надеть) верхнюю одежду;
- сопровождает получателя услуг до выхода.
- оказывает помощь при выходе из учреждения образования.
Ситуационная помощь инвалиду с кодом «О» (инвалид с поражением опорно-двигательного аппарата)
Ответственное лицо колледжа:
- встречает инвалида;
- узнает цель посещения;
- оказывает помощь при входе в здание;
- сообщает администрации о посещении клиента с ограничением передвижения;
- если получатель социальных услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета;
- при обращении без записи, сообщает специалистам о получателе социальных услуг, сопровождает в кабинет для решения вопроса;
- указывает ориентиры и описывает препятствия на пути движения;
- по мере необходимости помогает снять (надеть) верхнюю одежду;
- сопровождает получателя услуг до выхода;
- оказывает помощь при выходе из учреждения образования.
Ситуационная помощь инвалиду с кодом «Г» (инвалид глухонемой или глухой)
Ответственное лицо колледжа:
- встречает инвалида;
- узнает цель посещения;
- сопровождает и помогает ориентироваться (вход/выход);
- во время пребывания инвалида в учреждении образования сопровождает инвалида по территории учреждения, знакомит с информацией в письменной форме;
- сообщает администрации о посещении клиента с ограничением передвижения;
- если получатель социальных услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета;
- при обращении без записи, сообщает специалистам о получателе социальных услуг, сопровождает в кабинет для решения вопроса;
- оказывает помощь в заполнении документов;
- по мере необходимости помогает снять (надеть) верхнюю одежду;
- по окончании приема сопровождает получателя услуг до выхода;
- оказывает помощь при выходе из учреждения образования.
Ситуационная помощь инвалиду с кодом «У» (инвалид ограничен в общении и контроле за своим поведением)
Ответственное лицо колледжа:
- встречает инвалида;
- узнает цель посещения;
- сопровождает и помогает ориентироваться (вход/выход);
- сообщает администрации о посещении клиента с ограничением передвижения;
- если получатель социальных услуг предварительно записан, сопровождает до кабинета;
- при обращении без записи, сообщает специалистам о получателе социальных услуг, сопровождает в кабинет для решения вопроса;
- оказывает помощь в заполнении документов;
- по мере необходимости помогает снять (надеть) верхнюю одежду;
- по окончании приема сопровождает получателя услуг до выхода;
- оказывает помощь при выходе из учреждения образования.
Лица, ответственные за оказание ситуационной помощи инвалидам:
Вашкова Лидия Анатольевна, заведующий отделением, контактный телефон – 8 0212 66 50 45, время работы 8.30 — 17.00 (ул.Кирова, 11);
Береснева Татьяна Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе, контактный телефон – 8 0212 34 31 85, время работы 8.30 — 17.00 (ул.Кирова, 11); 8 0212 66 50 45, время работы 8.30 — 17.00 (ул.Кирова, 11).
Тихонова Инга Леонидовна, заведующий общежитием, контактный телефон – 8 0212 36 58 72, время работы 8.30 — 17.00 (ул.Пороховая, д.17).