Методическая разработка

Методическая разработка — это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.

Методическая разработка может представлять собой:

К методической разработке предъявляются определенные требования.

Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использование современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

Структура методической разработки:

В аннотации(3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

Основная часть может состоять из следующих разделов:

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

ТИПЫ УРОКОВ

Тип урока определяется целью организации урока, т.е. целью его проведения.

Типы уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.):

Типы уроков практического обучения (по Махмутову М.И.):

Виды урока

Вид урока определяется формой совместной деятельности преподавателя и учащихся, которая доминирует на уроке: лекция, беседа, самостоятельная работа, практическая работа, лабораторная работа, конференция, семинар, контрольная работа, зачет, деловая игра, экскурсия, смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени) и др.

Дидактические задачи

Дидактическая структура урока включает в себя следующие дидактические задачи:

Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока).

Дидактические методы (по Лернеру И.Я.):

ЦЕЛИ УРОКА

Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков), воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, памяти, воли и т.д.).

Методическая цель для каждого урока подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.

ПРИМЕРЫ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ:

— «Введение новых понятий... (идет их перечень)...»

— «Обучение чтению и расшифровке условных обозначений на...»

— «Изучение схем включения ...»

— «Расширение знаний о ...»

— «Выявление знаний учащихся по теме № ..., умения их работать с ...»

— «Изучение способов определения ...»

— «Изучение новых схем определений ...»

— «Расширение известных знаний о работе ...»

— «Изучение особенностей машины ...»

— «Изучение принципа действия и устройства...»

— «Изучение работы ...»

— «Знакомство с порядком выполнения действий ...»

— «Изучение способов изменения ...»

— «Изучение последовательности действий ...»

— «Изучение общих схем ...»

— «Проверка и закрепление знаний учащихся по теме ...»

— «Изучение режима работы ...»

— «Изучение назначения различных ...»

— «Изучение явлений ...»

- «Обеспечить в ходе урока усвоение (закрепление, повторение) следующих понятий, законов, теорий, научных факторов ...»

ПРИМЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ

— «Воспитание интереса к своей будущей профессии ...»

— «Воспитание сознательной дисциплины и норм поведения учащихся ...»

— «Воспитание творческого отношения к учебной деятельности ...»

— «Воспитание бережливости и экономии при ...»

— «Формирование умений и навыков самоконтроля при ...»

— «Воспитание положительного интереса к изучаемому предмету ...»

— «Воспитание сознательной дисциплины при работе с ...»

— «Воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением ...»

— «Воспитание бережливого отношения к окружающей среде ...»

— «Воспитание высокой творческой активности при выполнении работ с применением ...»

— «Воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ ...»

— «Воспитание творческого отношения к избранной профессии ...»

— «Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учеб. деятельности ...

— «Формирование необходимых коммуникативных качеств, связанных с особенностями конкретной профессии ...»

ПРИМЕРЫ РАЗВИВАЮЩИХ ЦЕЛЕЙ

— «Развитие умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы ...»

— «Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи между...»

— «Развитие умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное ...»

— «Развитие внимательности, наблюдательности и умений выделять главное при оценке различных процессов, явлений и факторов ...»

— «Развитие умений грамотно, четко и точно выражать мысли ...»

— «Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического...) мышления...»

— «Способствовать развитию волевых качеств учащихся при ...»

— «Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических (учебных, производственных, управленческих и т.п.) задач...»

— «Овладения учащихся алгоритмом решения проблемных задач ...»

— «Сформировать (продолжить формировать, закреплять) следующие специальные умения и навыки по предмету ...»

— «Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общеучебные умения и навыки (например: навыки планирования ответа и сочинения ,

работы с книгой )»

КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

В реальной учебной практике наиболее удобно выделить три группы педагогических технологий (по Г.Ю.Ксензовой):

— технологии объяснительно-иллюстративного обучения;

— личностно ориентированные технологии обучения (технологии «полного усвоения знаний, разноуровневого обучения, коллективного взаимообучения, модульного обучения, педагогические мастерские» и др.)

— технологии развивающего обучения.

Структура урока — это его внутреннее строение, состав, последовательность отдельных элементов, направленных на реализацию его основной, дидактической цели.

ПРИМЕРЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ УРОКА

УРОК ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ (УМЕНИЙ)

— сообщение темы и цели урока; задач урока мотивация учебной деятельности;

-подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;

— ознакомление с новым материалом;

-первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;

-постановка задания на дом;

-подведение итогов урока.

-постановка цели урока;

-подготовка к изучению нового материала;

-изучение нового материала;

-первичное осмысление и применение изученного материала;

-постановка домашнего задания;

-подведение итогов урока.

УРОК ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

-проверка домашнего задания;

-мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока.

— осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий;

— самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем преподавателя;

-обобщение и систематизация результатов выполненных заданий;

-подведение итогов урока и постановка домашнего задания

УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО

-проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала;

-сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения;

-воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях;

-перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений;

-подведение итогов урока;

-постановка домашнего задания.

ТИПЫ УРОКОВ

— уроки изучения новых знаний;

— уроки формирования новых умений;

— уроки систематизации и обобщения;

— уроки контроля и коррекции знаний, умений;

— уроки практического применения знаний, умений;

— комбинированные (смешанные) уроки.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ:

уроки «погружения»;

уроки деловые или ролевые игры;

уроки пресс-конференции и конференции;

уроки-семинары;

уроки-экскурсии;

уроки соревнования и конкурсы;

театрализованные уроки;

уроки консультации и зачеты;

компьютерные уроки;

уроки с групповыми формами работы;

уроки взаимообучения учащихся;

уроки творчества и фантазии;

уроки-аукционы;

уроки, которые ведут учащиеся;

уроки сомнений и поиска истины;

уроки творческие отчеты;

уроки-формулы;

бинарные уроки;

уроки обобщения;

уроки-игры: «Суд»;

«Следствие, ведут знатоки»;

«Поле чудес»; «КВН»;

уроки-парадоксы;

уроки-концерты;

уроки диалоги и полилоги;

интегральные уроки;

межпредметные уроки;

уроки круговой тренировки и др.

Классификация методов обучения — это упорядоченная по определенному признаку их система. В практической деятельности учителя сочетают все классификации методов обучения — они постоянно замещают, дополняют и развивают друг друга.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

-по источнику знаний (Н.М. Верзилин, Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.):

а) словесные

б) наглядные

в) практические

— по характеру деятельности обучаемых ( И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин):

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный метод

б) репродуктивный метод

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) частично-поисковый, или эвристический метод;

д) исследовательский метод,

— по дидактическим целям (Ю.К. Бабанский):

а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

— по дидактическим задачам ( М. А. Данилов и Б. П. Есипов):

а) методы приобретения новых знаний

б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике

в) методы по применению знаний на практике

г) методы закрепления

д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.