Методическая работа

Витебский государственный индустриально-технологический колледж

  • 1955 г. – образовано УО «Витебское ГПТУ № 29 легкой промышленности»
  • 1956 г. - образовано УО «Витебское ГПТУ № 19 бытового обслуживания населения»
  • 1963 г. – образовано УО «Витебское ГПТУ № 46». 2004 г. – «ВГПТУ № 46» преобразовано в «ВГПЛ № 4 легкой промышленности».
  • 2010 г. – УО «Витебское ГПТУ № 29 легкой промышленности» и УО “Витебское ГПТУ «№ 19 бытового обслуживания населения” реорганизованы путем слияния в «Витебский государственный профессионально-технический колледж».
  • 2013 г. УО «Витебский ГПЛ № 4 легкой промышленности было реорганизовано путём присоединения к УО «ВГПТК»
  • 2014 г. УО «Витебский государственный профессионально-технологический колледж» переименовано в учреждение образование «Витебский государственный индустриально-технологический колледж»
Развернуть

Методическая разработка

Методическая разработка — это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.

Методическая разработка может представлять собой:

  • разработку конкретного урока;
  • разработку серии уроков;
  • разработку темы программы;
  • разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;
  • разработку общей методики преподавания предметов;
  • разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
  • разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета;
  • разработки, связанные с новыми учебными специальностями, интегрированными специальностями, разработкой УПД;
  • разработки, связанные с тематикой самообразования педагогов; и т.д.

К методической разработке предъявляются определенные требования.

Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

  • тщательно подойти к выбору темы разработки (тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт);
  • определить цель методической разработки;
  • внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный педагогический опыт по выбранной теме;
  • составить план и определить структуру методической разработки;
  • определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использование современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

  • Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
  • Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
  • Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
  • Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
  • Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому (производственному) тезаурусу.
  • Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
  • Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
  • Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения.
  • Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».
  • Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки-схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).

Структура методической разработки:

  • Аннотация
  • Содержание
  • Введение
  • Основная часть
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложения

В аннотации(3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

Основная часть может состоять из следующих разделов:

  • характеристика темы;
  • планирование изучения темы;
  • рекомендации по организации и методике изучения темы.
  • В характеристике темы указываются:
  • образовательные цели и задачи темы;
  • планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;
  • знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;
  • место и роль темы в курсе;
  • связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;
  • связь с производственным обучением и т.д.;
  • дается дидактический анализ содержания материала;
  • выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;
  • возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике (технологии) с той методикой (технологией), которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке;
  • При планировании учебной темы необходимо:
  • продумать методику преподавания темы;
  • подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, самостоятельные работы, экскурсии и т.д.;
  • выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить; проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики (технологии).

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

  • Объем методической разработки, как правило, должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт −14 или 15). Если методическая разработка представляет собой разработку одного урока, то не менее 10 листов.
  • Объем основного содержания — не менее половины всей рукописи.
  • Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
  • Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.
  • Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.

ТИПЫ УРОКОВ

Тип урока определяется целью организации урока, т.е. целью его проведения.

Типы уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.):

  • Урок изучения нового учебного материала.
  • Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
  • Урок обобщения и систематизации знаний.
  • Урок контроля знаний, умений и навыков.
  • Комбинированный.

Типы уроков практического обучения (по Махмутову М.И.):

  • Урок по первоначальному формированию умений и навыков.
  • Урок совершенствования умений и навыков.
  • Урок по выполнению комплексных заданий (работ).

Виды урока

Вид урока определяется формой совместной деятельности преподавателя и учащихся, которая доминирует на уроке: лекция, беседа, самостоятельная работа, практическая работа, лабораторная работа, конференция, семинар, контрольная работа, зачет, деловая игра, экскурсия, смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени) и др.

Дидактические задачи

Дидактическая структура урока включает в себя следующие дидактические задачи:

  • Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активизация необходимых знаний.
  • Формирование новых понятий и способов действий.
  • Применение понятий и способов действий.

Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока).

Дидактические методы (по Лернеру И.Я.):

  • Информационно-рецептивный;
  • Репродуктивный;
  • Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.
  • Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр учебного видеофильма и др.
  • Способы организации деятельности определяются исходя из характера совместной деятельности преподавателя и учащихся (по Молчан Л.Л.):
  • Фронтальный.
  • Индивидуальный.
  • Парный.
  • Коллективный.

ЦЕЛИ УРОКА

Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков), воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, памяти, воли и т.д.).

Методическая цель для каждого урока подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.

ПРИМЕРЫ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ:

— «Введение новых понятий... (идет их перечень)...»

— «Обучение чтению и расшифровке условных обозначений на...»

— «Изучение схем включения ...»

— «Расширение знаний о ...»

— «Выявление знаний учащихся по теме № ..., умения их работать с ...»

— «Изучение способов определения ...»

— «Изучение новых схем определений ...»

— «Расширение известных знаний о работе ...»

— «Изучение особенностей машины ...»

— «Изучение принципа действия и устройства...»

— «Изучение работы ...»

— «Знакомство с порядком выполнения действий ...»

— «Изучение способов изменения ...»

— «Изучение последовательности действий ...»

— «Изучение общих схем ...»

— «Проверка и закрепление знаний учащихся по теме ...»

— «Изучение режима работы ...»

— «Изучение назначения различных ...»

— «Изучение явлений ...»

- «Обеспечить в ходе урока усвоение (закрепление, повторение) следующих понятий, законов, теорий, научных факторов ...»

ПРИМЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ

— «Воспитание интереса к своей будущей профессии ...»

— «Воспитание сознательной дисциплины и норм поведения учащихся ...»

— «Воспитание творческого отношения к учебной деятельности ...»

— «Воспитание бережливости и экономии при ...»

— «Формирование умений и навыков самоконтроля при ...»

— «Воспитание положительного интереса к изучаемому предмету ...»

— «Воспитание сознательной дисциплины при работе с ...»

— «Воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением ...»

— «Воспитание бережливого отношения к окружающей среде ...»

— «Воспитание высокой творческой активности при выполнении работ с применением ...»

— «Воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ ...»

— «Воспитание творческого отношения к избранной профессии ...»

— «Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учеб. деятельности ...

— «Формирование необходимых коммуникативных качеств, связанных с особенностями конкретной профессии ...»

ПРИМЕРЫ РАЗВИВАЮЩИХ ЦЕЛЕЙ

— «Развитие умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы ...»

— «Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи между...»

— «Развитие умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное ...»

— «Развитие внимательности, наблюдательности и умений выделять главное при оценке различных процессов, явлений и факторов ...»

— «Развитие умений грамотно, четко и точно выражать мысли ...»

— «Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического...) мышления...»

— «Способствовать развитию волевых качеств учащихся при ...»

— «Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических (учебных, производственных, управленческих и т.п.) задач...»

— «Овладения учащихся алгоритмом решения проблемных задач ...»

— «Сформировать (продолжить формировать, закреплять) следующие специальные умения и навыки по предмету ...»

— «Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общеучебные умения и навыки (например: навыки планирования ответа и сочинения ,

работы с книгой )»

КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

В реальной учебной практике наиболее удобно выделить три группы педагогических технологий (по Г.Ю.Ксензовой):

— технологии объяснительно-иллюстративного обучения;

— личностно ориентированные технологии обучения (технологии «полного усвоения знаний, разноуровневого обучения, коллективного взаимообучения, модульного обучения, педагогические мастерские» и др.)

— технологии развивающего обучения.

Структура урока — это его внутреннее строение, состав, последовательность отдельных элементов, направленных на реализацию его основной, дидактической цели.

ПРИМЕРЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ УРОКА

УРОК ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ (УМЕНИЙ)

— сообщение темы и цели урока; задач урока мотивация учебной деятельности;

-подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;

— ознакомление с новым материалом;

-первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;

-постановка задания на дом;

-подведение итогов урока.

-постановка цели урока;

-подготовка к изучению нового материала;

-изучение нового материала;

-первичное осмысление и применение изученного материала;

-постановка домашнего задания;

-подведение итогов урока.

УРОК ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

-проверка домашнего задания;

-мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока.

— осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий;

— самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем преподавателя;

-обобщение и систематизация результатов выполненных заданий;

-подведение итогов урока и постановка домашнего задания

УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИЗУЧЕННОГО

-проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала;

-сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения;

-воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях;

-перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений;

-подведение итогов урока;

-постановка домашнего задания.

ТИПЫ УРОКОВ

— уроки изучения новых знаний;

— уроки формирования новых умений;

— уроки систематизации и обобщения;

— уроки контроля и коррекции знаний, умений;

— уроки практического применения знаний, умений;

— комбинированные (смешанные) уроки.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ:

уроки «погружения»;

уроки деловые или ролевые игры;

уроки пресс-конференции и конференции;

уроки-семинары;

уроки-экскурсии;

уроки соревнования и конкурсы;

театрализованные уроки;

уроки консультации и зачеты;

компьютерные уроки;

уроки с групповыми формами работы;

уроки взаимообучения учащихся;

уроки творчества и фантазии;

уроки-аукционы;

уроки, которые ведут учащиеся;

уроки сомнений и поиска истины;

уроки творческие отчеты;

уроки-формулы;

бинарные уроки;

уроки обобщения;

уроки-игры: «Суд»;

«Следствие, ведут знатоки»;

«Поле чудес»; «КВН»;

уроки-парадоксы;

уроки-концерты;

уроки диалоги и полилоги;

интегральные уроки;

межпредметные уроки;

уроки круговой тренировки и др.

Классификация методов обучения — это упорядоченная по определенному признаку их система. В практической деятельности учителя сочетают все классификации методов обучения — они постоянно замещают, дополняют и развивают друг друга.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

-по источнику знаний (Н.М. Верзилин, Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.):

а) словесные

б) наглядные

в) практические

— по характеру деятельности обучаемых ( И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин):

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный метод

б) репродуктивный метод

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) частично-поисковый, или эвристический метод;

д) исследовательский метод,

— по дидактическим целям (Ю.К. Бабанский):

а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

— по дидактическим задачам ( М. А. Данилов и Б. П. Есипов):

а) методы приобретения новых знаний

б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике

в) методы по применению знаний на практике

г) методы закрепления

д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

О колледже

  • 1955 г. – образовано УО «Витебское ГПТУ № 29 легкой промышленности»
  • 1956 г. - образовано УО «Витебское ГПТУ № 19 бытового обслуживания населения»
  • 1963 г. – образовано УО «Витебское ГПТУ № 46». 2004 г. – «ВГПТУ № 46» преобразовано в «ВГПЛ № 4 легкой промышленности».
  • 2010 г. – УО «Витебское ГПТУ № 29 легкой промышленности» и УО “Витебское ГПТУ «№ 19 бытового обслуживания населения” реорганизованы путем слияния в «Витебский государственный профессионально-технический колледж».
  • 2013 г. УО «Витебский ГПЛ № 4 легкой промышленности было реорганизовано путём присоединения к УО «ВГПТК»
  • 2014 г. УО «Витебский государственный профессионально-технологический колледж» переименовано в учреждение образование «Витебский государственный индустриально-технологический колледж»